Виды, размеры наружной вагонки – учимся разбираться в материале

Навес подшитый вагонкой
Навес подшитый вагонкой

Деревянная вагонка была и остается популярным материалом, который используют как для наружной, так и внутренней отделки. Используют для ее производства различную древесину, что наделяет материал теми или иными свойствами. Также на эксплуатационные характеристики влияет и форма профиля. Сегодня мы подробно поговорим про то, какой бывает доска вагонка: размеры, форма, особенности.

Евровагонка и вагонка стандартная

Размеры сосновой вагонки варьируются в зависимости от профиля
Размеры сосновой вагонки варьируются в зависимости от профиля

Понятие вагонки к нам пришло еще с начала 20-х годов. В те времена железнодорожные вагоны обшивались досками, для того чтобы защищать от осадков и хищения перевозимые грузы. Дерево – недорогой, повсеместно доступный материал, плюс оно способно естественным образом выводить из воздуха влажность, что способствовало сохранности товаров.

  • Первоначально доски были обыкновенными (не имеющими пазо-гребневого соединения), но через какое-то время их стали делать шпунтованными, чтобы сделать обшивку более плотной.
  • Идея такой обшивки была принята людьми на ура, и она стала активно распространяться по городам и весям.
  • В других языках привязки названия этого материала к вагонам нет, поэтому при поиске чего-то на иностранных ресурсах грамотно пользуйтесь переводчиком. Официальное название вагонки – профилированная доска.
  • В нашей стране выпуск этого материала регламентируется ГОСТ 8242-88 1996. В Европе действует свой стандарт, называемый DIN 68126/86. Иностранный стандарт выдвигает более жесткие требования к качеству и устанавливает свои размеры вагонки. То есть продукция, произведенная по европейским стандартам, и называется евровагонкой.
Сортность вагонки согласно европейскому стандарту
Сортность вагонки согласно европейскому стандарту
  • Отечественная продукция порой вызывает нарекания со стороны потребителей. Особенно это касается влажности.

Интересно знать! Недосушенная древесина очень быстро начинает коробиться, в ней появляются трещины, а иногда отделку может вообще вырвать.

  • Наши производители также частенько не заморачиваются с обработкой лицевой поверхности материала, из-за чего на ней остается много дефектов, не придающих отделке ни красоты, ни безопасности.
  • По этой причине большинство покупателей обращает внимание именно на евровагонку, как на более качественный материал практически за те же деньги.
Вагонка в сочетании с профилированным брусом
Вагонка в сочетании с профилированным брусом

Вагонка, произведенная по евро стандартам, обладает следующими достоинствами:

  • Продуманная форма ламелей с крупным шипом позволяет не бояться деформаций.
  • Хорошая геометрия, особенно у высоких сортов.
  • Хорошая обработка лицевой поверхности и замкового соединения, что во многом упрощает монтаж.
  • Вагонка выпускается хорошо просушенной – количество воды не превышает 15% от массы изделия. В лучших сортах этот показатель составляет 6%.
  • Есть четкая градация на сорта.

Виды профиля

Итак, давайте начнем с формы профиля, так как этот параметр определяет весь внешний облик обшитых поверхностей. Посмотрим, что простым обывателям предлагают современные производители.

Евровагонка традиционная и вагонка софтлайн

Размеры вагонки из сосны, так же как и размеры вагонки из липы стандартизированы
Размеры вагонки из сосны, так же как и размеры вагонки из липы стандартизированы

Перед вами классический профиль.

  • Его особенность состоит в том, что с двух сторон и элементов замка выбраны наклонные фаски, из-за чего обшивка получается с ярко выраженными швами.
  • С обратной стороны можно увидеть две канавки, которые предназначены для улучшенной вентиляции обратной стороны обшивки.
Скругленные края фасок
Скругленные края фасок
  • Если у такой вагонки скругленные края фасок, то она имеет другое название – софтлайн. Визуально профиль выглядит аккуратнее, на нем реже появляются сколы, и применяется он очень часто в банях и саунах.

Вагонка «Штиль»

Вагонка с малозаметными швами
Вагонка с малозаметными швами

Особенностью этого профиля является отсутствие глубокой фаски со стороны шипа. Благодаря этому  поверхность получается без ярко выраженных швов.

Сами ламели выпускаются очень толстыми (25 мм, против 8,8 и 12,5 у евровагонки), благодаря чему прекрасно подходят для установки на улице. Цена на материал будет существенно выше.

Вагонка Ландхаус

Фрезерованная поверхность ламелей
Фрезерованная поверхность ламелей

Одним из самых дорогих видов профилей вагонки является «Ландхаус». Все потому, что его лицевая сторона фрезеруется, в результате чего на поверхности получается красивый рисунок.

Самые дорогие профили обработаны так, что их поверхность очень похожа на резную.

Вагонка «Блокхаус»

Такая обшивка имитирует бревенчатую кладку: размер блокхаус вагонки
Такая обшивка имитирует бревенчатую кладку: размер блокхаус вагонки

Тоже довольно толстая вагонка, лицевая поверхность которой имеет округлую форму. При ее установке в полотно создается имитация кладки из бревен. Обшить такой вагонкой можно помещение как изнутри, так и снаружи.

Есть еще похожее решение, называемое имитацией бруса – посмотрите на фото.

Вагонка «имитация бруса»
Вагонка «имитация бруса»

Вагонка Американка

Американка создана для улицы
Американка создана для улицы

Для наружной обшивки вряд ли можно придумать что-то лучше вагонки американки. Ее профиль сделан таким образом, чтобы после сборки получалась своеобразная елочка. В итоге дождевая вода, попадая на обшивку, стекает с нее, не протекая внутрь.

Двухсторонняя вагонка

Универсальное решение
Универсальное решение

Двухсторонняя вагонка – довольно интересный и практичный материал. После обшивки она напоминает вагонку «штиль», но с тем важным отличием, что ее при необходимости можно перевернуть, что намного увеличивает срок эксплуатации материала.

Недостатком является то, что оборот не имеет вентиляционных каналов и их приходится предусматривать при монтаже обрешетки.

Типовые размеры ламелей

Вагонка наружная, размеры
Вагонка наружная, размеры

Каждый тип профиля вагонки может иметь отличающиеся размеры, и вы можете выбирать наиболее удобный вариант для конкретных целей.

  • Самый широкий выбор вагонки – по ее длине. Выпускают разные варианты, начиная от 30 сантиметров, и заканчивая 6 метрами.
  • Отличаться существенно может и ширина.

Совет! Иногда возникает соблазн взять широкую вагонку, чтобы работа прошла быстрее, но это палка о двух концах. Чем она шире, тем выше вероятность, что отделку может повести.

  • По толщине оптимальными считаются ламели 12,5 мм. Все что меньше очень эластичное и непрочное. Более толстые варианты применяются в основном для уличной отделки и в местах, где возможны механические нагрузки на обшивку, например, в коридоре.
Вагонка сосновая размеры
Вагонка сосновая размеры
  • Самая длинная вагонка зачастую бывает срощенной из более коротких кусков. Этот материал довольно качественный, так что можете покупать не опасаясь. Толщина изделий не может быть меньше 15 миллиметров.
  • Огромным плюсом такого материала является минимальное внутреннее напряжение, что предохраняет его от деформации.

Если вас интересуют конкретный размер вагонки определенного типа, то можете найти нужные данные в виде таблиц в интернете, но проще это сделать сразу в магазине.

Также, если вам нужна инструкция о том, как своими руками выполняется обшивка, просмотрите видео в этой статье.

Ссылка на основную публикацию