Вагонка из лиственницы: особенности материала и варианты использования

На фото, та самая лиственница, из которой делают самую популярную вагонку и другие строительные материалы
На фото, та самая лиственница, из которой делают самую популярную вагонку и другие строительные материалы

Вагонка – отделочный материал, который не выходит из моды уже не один десяток лет. Её используют как для отделки общественных помещений, так и частных домов.

Так в чём же секрет такой популярности, и почему материал успешно конкурирует с современными композитными материалами, продолжая удерживать лидирующие позиции. Об этом, и о том, что  такое вагонка из лиственницы штиль, мы и поговорим в этой статье.

Почему лиственница

Вагонка штиль из лиственницы. Панель со специальными прорезями, для исключения деформации
Вагонка штиль из лиственницы. Панель со специальными прорезями, для исключения деформации

Наверняка именно этим вопросом задаются многие, кто решил сделать отделку в доме вагонкой. В мире, и в нашей  стране в частности огромное множество разнообразных деревьев, каждое из которых обладает своими неповторимыми качествами. А многие породы зачастую гораздо более распространённые, чем лиственница, так почему же предпочтение отдают именно ей?

На самом деле, всё очень просто, и причина кроется в особых, уникальных качествах, которые в том или ином сочетании есть у других пород древесины, но именно в таком соотношении, присутствуют только здесь. Именно из лиственницы вагонка получается наиболее качественной и долговечной, и во многом способна даже конкурировать с дубом, который у многих ассоциируется как монументальное дерево, по прочности близкое к камню.

На самом деле, это одно из самых распространённых заблуждений. Да, дуб очень прочен и практически не теряет своих свойств со временем, но проблема в том, что становится он таковым не сразу, а лишь после длительной и изнурительной обработки. В древние времена, его на несколько десятилетий топили в реке, чтобы он обрёл свои качества, сегодня процесс, конечно, ускорился, но он в конечном счёте очень сильно влияет на стоимость продукта.

Лиственничная вагонка – тоже удовольствие не из дешёвых, и цена одной панели может приближаться к 1000 рублей, в зависимости от её класса, речь о котором пойдет чуть ниже. Но мы немного отошли от темы, поэтому не будем больше мучить читателя, и расскажем об основных преимуществах, которыми обладает евровагонка из лиственницы.

Преимущества

Потолок и стены сауны, отделанные лиственничной вагонкой. Простота, соединённая с качеством и долговечностью
Потолок и стены сауны, отделанные лиственничной вагонкой. Простота, соединённая с качеством и долговечностью

 Итак:

  • Лиственница не синеет со временем, как это часто происходит с другими породами древесины. Дело в том, что синева на поверхности – это результат зарождения плесени, которая возникает от влажности или перепада температуры. У лиственницы эти проблемы отсутствуют, о чём более подробно будет рассказано ниже.
  • Полное отсутствие термических деформаций. Качество, очень важное для древесины, особенно если она используется для отделки на улице или в помещениях с агрессивной средой. Лиственницу не коробит от постоянных перепадов температуры, поэтому её зачастую используют для отделки фасадов.
  • Устойчивость к воде и влаге. Одно из самых важных качеств для деревянных отделочных материалов. Уникальное свойство лиственницы – это способность становиться прочнее при контакте с водой, при этом не деформируясь. Именно благодаря этому, лиственница евровагонка, часто используется при отделке бань, саун и просто ванных комнат.
  • Лиственница считается пожаробезопасным материалом, так как даже без дополнительной обработки практически не горит и не поддерживает горения. Плотность этого дерева, не позволяет использовать её в качестве растопочного материала, зато это очень удобно для изготовления отделочных материалов.

Ну, и  одно из главных достоинств этого дерева – это, конечно же, ни с чем несравнимый аромат свежей хвои, который именно у лиственницы сохраняется очень долгие годы. Интересен тот факт, что особенно активизируется он при нагревании или контакте с горячей водой, поэтому в бане или сауне евровагонка лиственница особенно актуальна.

Интересно! Лиственница не нуждается в дополнительной защите, в редких случаях её покрывают слоем специального воска, и то делается это только с материалами низкого класса, в то время как вагонка класса экстра, вообще не нуждается в защите.

Выбор и классификация

Классификация и внешний вид панелей, различной степени качества
Классификация и внешний вид панелей, различной степени качества

Казалось бы, что может быть проще? Пришёл в строительный магазин, выбрал понравившиеся панели и заказал их доставку, но не всё так просто, обращали ли вы внимание на то, как разительно отличается цена вагонки, из одного и того же материала. В чём же причина? В классификации древесины и в способе её обработки.

Для начала поговорим о классах вагонки, и расскажем о том, каким качествам она должна отвечать, чтобы попасть в ту или иную категорию.

Экстра

Самый высокий и качественный класс вагонки, как видно из самого названия. Отличительной чертой этого материала является тот факт, что тут не допускаются никакие изъяны, будь то небольшой сучок, или мешочек со смолой.

Вагонка экстра класса – это самый дорогой материал, но у его есть существенные плюсы, во первых его ненужно дополнительно обрабатывать наждачной бумагой, и во-вторых, такая вагонка смотрится наиболее привлекательно и богато.

Панели категории премиум, которые не требуют никакой доработки
Панели категории премиум, которые не требуют никакой доработки

Как правило, такая вагонка продаётся в плотно закрытых упаковках, и их нет смысла проверять. Ставя маркировку «экстра» на свою продукцию, производитель изначально даёт гарантию самого высокого качества.

Ещё одна особенность – это соответствие не только российским стандартам качества, которые имеют обозначение ГОСТ, но и Европейским, которые отмечаются аббревиатурой DIN 68126. Этот показатель не является обязательным на территории нашей страны, и но в отличие от ГОСТа содержит более жёсткие нормы соответствия.

Ответственные производители, как правило, стараются проходить добровольную сертификацию на соответствие европейским стандартам, что так же можно расценивать как гарантию качества продукции.

Итак, вагонка экстра класса – это самый дорогой, и в то же время качественный материал, из всех аналогов, речь о которых пойдёт ниже.

Класс А

Не менее качественный материал, чем вагонка класса экстра.  Здесь тоже присутствуют повышенные требования, но они не такие жёсткие как в предыдущем случае. Например, на панели вагонки класса А допускаются небольшие сучки, и даже возможно наличие смоляных мешочков.

Вот несколько отличительных критериев вагонки класса А:

  • На один погонный метр доски, допускается не более одного сучка или мешочка со смолой.
  • Размер сучка не должен превышать размер в 15 миллиметров в диаметре.
  • Глубина смоляного мешочка недолжна, быть более двух миллиметров.
  • Цвет сучка должен полностью соответствовать цвету панели, и не выделяться на общем фоне.
  • Сучок должен иметь плотное посадочное место и твёрдо в нём располагаться. То есть такой сучок не выпадет со временем, и не оставит после себя нелицеприятную дырку.
  • На панели не допускаются задиры волокон и прочие дефекты требующие дополнительного шкурения поверхности.
  • Цвет должен быть полностью однородным, без изменения оттенков и переходов.
  • Все волокна только расположенные в одном направлении.

В принципе, эту вагонку тоже можно отнести к категории премиум, так как она не требует дополнительной обработки, а небольшие сучки и мешочки, лишь придадут отделке естественности, и не нарушат целостность отделки.

Класс В

Разнообразные панели, каждую из которых можно назвать словом вагонка
Разнообразные панели, каждую из которых можно назвать словом вагонка

Бюджетный вариант, в котором допускаются дефекты разной направленности и размера. Тут нет чётко установленных правил и нормативов, но материал должен полностью соответствовать ГОСТу, а значит, иметь однородную структуру, без сквозных повреждений и расколов.

На вагонке класса В часто встречаются задиры волокон, которые образовываются в результате обработки дерева на фабрике. Это может последствие неправильной работы мастера, или затупившаяся пила, но в любом случае, этот дефект вам придётся убирать самостоятельно при помощи наждачной бумаги.

Как правило, такая вагонка продаётся без упаковки, и у покупателя есть возможность выбрать доски самостоятельно из огромной кучи, и тут важно обращать внимание на следующие факторы:

  • Задиры должны быть только на волокнах, то есть не создавать раскол самой древесины. В противном случае, придётся склеивать раскол, а это трудоёмко, да и выглядеть будет некрасиво.
  • Ровность панелей. Всегда обращайте на это внимание. Дело в том, что дерево, долго пролежавшее в неправильном положении, способно деформироваться, и выпрямить его в изначальное положение будет очень непросто.
  • Сучки должны держаться очень крепко в своих посадочных местах. Проверяйте по возможности авсе сучки, они могут иметь небольшой люфт, но при этом не должны выпадать.

Совет! Производя обработку панелей наждачной бумагой, берите самую мелкую фракцию. Процесс будет происходить гораздо дольше, но зато на поверхности не останется царапин, которые придётся закрашивать.

Класс С

Возможные дефекты на вагонке класса С. Замаскировать или удалить такие повреждения просто невозможно
Возможные дефекты на вагонке класса С. Замаскировать или удалить такие повреждения просто невозможно

Материал самого низкого качества, к которому не предъявляется совершенно никаких требований. Тут допустимы не только сучки любого размера и в любом количестве, но и даже дыры, которые остаются на их месте.

Тоже самое касается и задиров волокон, которые могут присутствовать в любом количестве, а зачастую и переходить в настоящие расколы.

Бывший в употреблении материал, тоже можно отнести к вагонке класса С, но самый важный и дефект – это кривизна самих досок. Работать с такой вагонкой очень сложно, и получить качественную отделку вряд ли получится, поэтому её чаще всего используют для ремонта подсобных помещений или комнат технического назначения.

Но есть у класс С и существенный плюс, а именно, очень низкая цена, которая может быть в несколько раз меньше, чем у вагонки класс А или В.

Монтаж вагонки из лиственницы

Вид с боку, на соединённые между собой панели вагонки
Вид с боку, на соединённые между собой панели вагонки

Монтируется вагонка штиль лиственница очень просто, но если вы решили делать это своими руками, а соответствующего опыта пока нет, настоятельно рекомендуем вам посмотреть видео в этой статье, на котором показана подробная инструкция.

А мы в свою очередь, раскроем несколько профессиональных секретов, руководствуясь которыми, вы сможете создать качественный интерьер, который прослужит верой и правдой ни один десяток лет.

Совет! Старайтесь не пренебрегать ни одним из представленных ниже правил, каким бы абсурдным оно не казалось. Всё это выработано годами практики, и только так можно добиться высокого качества отделки.

Итак:

  • Если вы решили монтировать вагонку не на специальные кляймеры, а на гвозди, делайте это очень аккуратно, так как велика вероятность растрескивания дерева. Треснувшую панель конечно можно задекорировать, но по сути это уже брак. Мастера советуют сначала просверлить небольшое отверстие, и уже в него забивать гвоздь.
  • Брусок для обрешётки, редко делается из лиственницы или других твёрдых пород дерева, поэтому он гораздо больше подвержен разрушению, и его нужно защитить. Обязательно обрабатывайте каждый сегмент морилкой или специальной пропиткой, которая убережёт дерево от возникновения плесени и грибка, а так же отпугнёт жучков.
  • С деревом, а тем более вагонкой, старайтесь работать без перчаток. Это поможет лучше чувствовать дерево, и на местах стыков не останется ворсяных волокон, которые бывает очень сложно удалить впоследствии.
  • Плоскость обрешётки должна быть идеально ровной, в противном случае, вам придётся изгибать каждую панель, а это приведёт к напряжению дерева, которое постоянно будет норовить выпрямиться и рано или поздно, у него это получится, а вам придётся переделывать весь ремонт, что затратно как в физическом, так и в материальном плане.
  • Перед тем, как приступить к монтажу вагонки на стену, обязательно дайте ей отлежаться при комнатной температуре примерно 3-4 часа. Это нужно для того чтобы материал принял свою форму и впитал необходимое количество влаги, которое постоянно присутствует в помещении.
  • Если вы отделываете вагонкой кухню, желательно дополнительно обработать её лаком, так как любое дерево очень быстро впитывает посторонние запахи, избавиться от которых впоследствии будет очень и очень сложно.
  • Если вы покупаете вагонку класса В или С, обязательно уделите время выбору панелей. Как правило, такой материал продаётся без упаковки, и его можно отобрать самостоятельно. Не жалейте на это времени, так как позже это значительно облегчит ваш труд и позволит создать красивый и прочный интерьер.

И в заключении

Ванная комната в деревенском стиле, полностью обшитая лиственничной вагонкой
Ванная комната в деревенском стиле, полностью обшитая лиственничной вагонкой

Как видно, вагонка из лиственницы, не смотря на имеющиеся недостатки, отличный отделочный материал, который можно использовать в любом помещении, не в зависимости от его назначения. Даже если мы говорим о бане или парилке, где экстремально жёсткие условия, такой отделочный материал будет прекрасно служить в течение многих лет.

Ну, и конечно, нельзя забывать о превосходном аромате хвои, который не выветривается из вагонки, и будет постоянно наполнять помещение, запахами хвойного леса, создавая поистине незабываемую атмосферу.

Ссылка на основную публикацию