Вагонка из сосны: особенности материала

Те самые вековые сосны, которые идут на производство вагонки
Те самые вековые сосны, которые идут на производство вагонки

Вагонка сосна представляет собой листы цельного дерева.  Это один из наиболее практичных и доступных по цене  отделочных материалов, экологически чистый и безопасный.

С помощью нее вы сможете придать неповторимый стиль кухне, гостиной или прихожей. Простотой в установке, приятный на ощупь и внешний вид отделочный материал.

Вагонка сосновая обладает приятным ароматом, благодаря наличию в ней особых смол. Эти смолы не только придают помещению аромат соснового леса, но и не дают образовываться плесени и грибку на стенах и потолке. Такая отделка прослужит очень долго.

Различные профили вагонки

Вид с боку на соединение панелей вагонки
Вид с боку на соединение панелей вагонки

Сосновая вагонка может выпускаться не только с разными профилями сечения, но также различаться по таким параметрам как:

  • Форма граней. Конфигурация подбирается в зависимости от личных предпочтений мастера, который будет производить монтаж. На внешнем виде это практически ни как не отражается.
  • Размер. Разные фабрики выпускают вагонку своего размера. В России по этому поводу нет каких-то чётких нормативов, в отличие от Европы, где вся вагонка выпускается определённых размеров.
  • Конфигурация замка, подбирается в зависимости от способа и материала крепления. В выдвинутый паз гораздо проще забивать гвозди, если же вы используете кляймеры (см. Кляймеры для вагонки: подбираем крепеж), то конфигурация паза вообще не имеет значения.
  • Состояние тыльной и лицевой поверхности,  или классификация, подробнее о которой мы расскажем чуть ниже.
  • Цвет, зависит от многих факторов, от возраста дерева, которое использовалось в производстве, до способа его обработки и хранения.
  • Наличие или отсутствие специального покрытия. Многие производители изначально на фабрике наносят защитное покрытие, как следствие возрастает и цена вагонки. Если ваш бюджет ограничен, или вы хотите сэкономить, то пропитку можно нанести самостоятельно, особых проблем и трудностей это не представит.

Все вышеперечисленные параметры влияют не только на стоимость квадратного метра этого строительно-отделочного материала, но и на область его использования, внешний вид стены. Например, простая евровагонка сосна с увеличенным «шипом», расположенным с лицевой стороны, образует небольшие швы.

Грани вагонки нередко делают в таком случае гладкими округлыми, как это показано на фото. На тыльной стороне евровагонки находится вентиляционная канавка.

Если вагонка изготовлена без специальной полки-углубления, то в результате получается гладкая ровная поверхность без швов. Такой материал используют не только для внутренней отделки, но и при оформлении фасада дома (см. Как выполняется обшивка вагонкой снаружи дома). Внешне отличить  от бруса такую стенку невозможно.

Толщина такой вагонки может быть от 25 мм и больше. Если вагонка будет использоваться для внешней отделки ее толщина должна быть не менее 25 мм и, желательно, чтобы она была специальными составами. Хотя сосна вагонка материал неприхотливый и долговечный, но такая обработка позволит увеличить срок службы материала в несколько раз.

Двусторонняя вагонка

Вагонка, состаренная искусственным путём. Смотрится просто, но оригинально
Вагонка, состаренная искусственным путём. Смотрится просто, но оригинально

В магазинах стройматериалов можно встретить вагонку, у которой паз и шип располагаются по центру торцевых линий, а боковые поверхности одинаково гладкие и имеют идентичную фактуру. Это так называемая двухсторонняя вагонка.

Цена на такой вид материала значительно выше, зато  это дает возможность, в случае, когда на одной стороне есть дефекты, ее легко заменить. Достаточно только перевернуть доску.

У двусторонней вагонки есть только один, но существенный недостаток: на ней нет вентиляционных канавок, потому такие панели нельзя устанавливать в помещениях с высоким уровнем влажности, например, для оформления саун (см. Вагонка для сауны: украшение или необходимость) и кухонь без предварительной обработки специальными составами.

Что представляет собой евровагонка

Простая по конфигурации вагонка, уже обработанная специальной пропиткой
Простая по конфигурации вагонка, уже обработанная специальной пропиткой

Основное отличие евровагонки от простой сосновой вагонки заключается в стандартах, по которым она изготовлена. Согласно законодательству Европы, вагонка изготавливается в соответствии со стандартом DIN 68–126.

В соответствии с этим евровагонки имеет такие отличительные признаки, в сравнении с обычной вагонкой, как:

  • Шип  достигает 8–10 мм в размере, благодаря чему даже во влажных помещениях в облицовке не образуются щели.
  • На тыльной стороне всегда имеются вентиляционные канавки,
  • Стандартная толщина панелей не превышает 12,5 мм,
  • Имеет несколько вариантов профиля.

Требования стандарта DIN 68–126 намного жестче, чем у российских ГОСТов. Потому и качество ее значительно выше, чем у отечественной вагонки. Но многое зависит не только от того где и как было изготовлено изделия, но и от сорта материала.

Вагонка экстра сосна – отечественного производства по своим характеристикам ничуть не уступает европейским аналогам, а благодаря тому, что она изготовлена из российского сырья, она более приспособлена под условия местности.

Так как материал такого сорта стоит дорого, цена практически такая же, как и на евровагонку, то для отделки используют вагонку «А» и «В»  класса. Они значительно дешевле, но при правильном подборе и монтаже всей конструкции, не уступают по своим эстетическим и техническим свойствам.

Панели класса «С» практически не используют в оформлении жилых помещений и офисов. Определить класс материала достаточно просто. Чем ниже класс, тем более отчетливо видны дефекты: сколы, трещины и расслоение древесины.

Самую качественную вагонку изготавливают из цельного куска дерева с минимумом сучков. Делают ее не из сосны, а из кедра. Кедр обладает более плотной структурой древесины, значительно прочнее, легче и не так смолист как сосна. Определить визуально кедровую вагонку сложно, поэтому при покупке требуйте сертификат качества.

Как выбрать вагонку оптимального размера

Вагонка-блок хаус в чистом виде, ещё не прошедшая дополнительную обработку пропитками и грунтовкой
Вагонка-блок хаус в чистом виде, ещё не прошедшая дополнительную обработку пропитками и грунтовкой

При выборе вагонки необходимо правильно рассчитать размеры и количество материала. И тут следует учитывать простое правило: объем стройматериала должен быть на 3-5% больше, чем того требуется для отделки.

Запас берется не только из расчета на возможный брак или дефекты, возникшие в процессе монтажа, но и на случай, если в замерах допущена погрешность. Доставка вагонки очень сложная и дорогостоящая. При этом перерасход материала должен быть, по возможности минимальным.

Вагонка сосновая или кедр обычно имеет такие размеры:

  • Длина от 30 см до 6 метров,
  • Ширина 10-40 см,
  • Толщина от 20 мм до 40 мм.

Цена за 1 кв.м  зависит не только от размеров панелей, но также от качества дерева и его обработки. При покупке следует учитывать тот факт, что, чем меньше толщина вагонки, тем ниже ее цена и прочность. Помимо панелей вам необходимо будет приобрести рейки или металлические профили, а также крепежные детали.

Совет!  Так как наличие стыков, негативно сказывается не только на внешнем виде, но и на сроке службы вагонки, то желательно приобретать изделия такого размера, чтобы не было необходимости соединять куски материала во время монтажа.

Подготовка к монтажу

Парилка в сауне или бане – место, где чаще всего используется вагонка, а том числе и из сосны
Парилка в сауне или бане – место, где чаще всего используется вагонка, а том числе и из сосны

Установка панелей из вагонки или евровагонки начинается с замера площади стен, выбора узора и расположения. Для этого необходимо замерить высоту и длину стены и помножить их.

Расчет проводить для каждой стены, минус площадь дверных и оконных проемов. Далее определяют, каким образом будет монтироваться каркас.

Каркас изготавливают из деревянных реек или металлических профилей. В зависимости от того, в каком направлении будут располагаться панели: вертикально, горизонтально или диагонально устанавливается каркас. Крепится он непосредственно к стене или к потолку и стенам.

Самый простой вариант – балки прикрепляют на расстоянии 30-40 см друг от друга непосредственно к стене на шурупы и дюбеля. Деревянные рейки или профиля располагаются прямо перпендикулярно листам вагонки. Толщина реек – около 25- 40 мм.

Чем плотнее обрешетка – тем прочнее конструкция и тем вероятность появления вмятин и трещин поперек обшитой вагонкой стене меньше. В пространство между несущей стеной и обшивкой укладывают листы утеплителя.

Комната в доме, полностью зашитая обработанной морилкой вагонкой
Комната в доме, полностью зашитая обработанной морилкой вагонкой

Чтобы каркас прослужил как можно дольше, не был подвержен негативному воздействию влаги или насекомых, древесину необходимо обработать специальными составами. Желательно, провести процедуру обработки до начала монтажа каркаса. Доски опускают в специальный раствор полностью и дают пропитаться. Затем вытаскивают и просушивают.

Точно также, для повышения технических характеристик можно обработать непосредственно листы вагонки. Евровагонку обычно обрабатывают на определенном этапе производства, но с целью повысить ее технические характеристики: увеличить срок службы, придать древесине невозгораемые свойства, ее обрабатывают специальными растворами. И тут возникает вопрос: чем обработать сосновую вагонку и где приобрести соответствующее средство.

В качестве средств для обработки используют антипирены, которые продаются в виде грунтовок по дереву. Приобрести их можно в любом магазине строительных материалов. Наносят пропитки при помощи пульверизатора или кисточки.

Не менее эффективно погружение доски в таз с раствором. При обработке следует соблюдать правила безопасности и действовать так, как того требует инструкция, использовать резиновые перчатки, респиратор и очки.

Монтаж

Стволы сосен – сырьё, из которого впоследствии получится вагонка самого высоко класса
Стволы сосен – сырьё, из которого впоследствии получится вагонка самого высоко класса

После того, как отделочные материалы будут обработаны и просушены приступают непосредственно к монтажу. Монтаж начинают с дальнего угла от двери. В угол вставляют специальный деревянный уголок, в него до упора вставляют доску и прикрепляют к каркасу.

Сначала крепят каркас к стене, а затем крепят вагонку к каркасу. Делают это двумя способами: непосредственно вкручивают в доску или со стороны паза – замка. Последний хоть и не так прочен, зато эстетически оправдан.

К тому же такой способ крепления придает вагонки больше устойчивости к воздействию влаги. Чтобы доска не лопнула во время ввинчивания, в местах крепления в вагонке просверливают отверстия.

В качестве крепежей можно использовать не только шурупы, но и кляймеры. Кляймеры – это крепежи, которые специально предназначены для крепления панелей к каркасу. Использование кляймеров позволяет не только сделать конструкцию прочнее, но и сохранить вагонку от механических повреждений, так как он представляет собой зажим и не вкручивается непосредственно в лист изделия.

Это упрощает не только монтаж, но и демонтаж. Края вагонки закрывают плинтусами или уголками. В завершение ее покрывают несколькими слоями лака. Более подробно и наглядно о том, как произвести монтаж, от начала и до конца, своими руками можно посмотреть на видео в этой статье.

Совет! Сосновую вагонку  можно покрыть морилкой под цвет красного или черного дерева . Наносят ее до того, как доска будет покрыта лаком, валиком или кисточкой.

Ссылка на основную публикацию