Состаренная вагонка: два способа добавить дереву благородства

На фото мы видим пример разноцветной состаренной вагонки.
На фото мы видим пример разноцветной состаренной вагонки.

Отделка натуральным деревом всегда выглядит привлекательно. Ей неважны веяния моды и современные дизайнерские тенденции. Она вне времени. Но мало кто знает, что вагонку можно ещё облагородить.

Казалось бы, куда больше, но вспомните, как привлекательно смотрится старинное дерево. Нет, не рассохшиеся доски, а старинное дерево, с лёгким налётом патины и сеткой мелких трещин.

Как правило, чтобы достичь такого внешнего вида дереву требуется ни один десяток лет, но в этой статье мы раскроем секрет, как сделать это гораздо быстрее, своими руками и без ущерба качеству. Итак, тема нашей статьи – состаренная вагонка.

Состаривание при помощи морилки и лака

Пример вагонки,  состаренной с помощью морилки и лака.
Пример вагонки,  состаренной с помощью морилки и лака.

Мы намеренно решили начать именно с этого способа состаривания, так как он более трудоёмкий и дорогостоящий, но поверьте, результат полностью компенсирует все затраченные усилия и деньги. Цена такой вагонки не исчисляется рублями, это настоящее искусство.

Весь процесс происходит в три этапа, каждый из которых займёт у вас немало времени, но прежде чем перейти к его описанию, давайте составим список всего, что нам понадобится для работы:

  • Наждачная бумага разного помола. Достаточно трёх типов: самой мелкой нулёвки, среднезернистой и крупнозернистой. Старайтесь брать бумагу на тканевой основе, так как она служит гораздо дольше, а работать ею нам придётся много.
  • Кисти малярные разного размера. Не берите самые дешёвые кисти. Из них постоянно вылезает ворс в процессе работы и прилипает к поверхности изделия. Удалить его конечно не сложно, но это отнимет у вас дополнительное время.
  • Металлическая щётка. Чем мельче и жёстче будет ворс щётки тем лучше. Ею мы будем выбирать древесные волокна, поэтому лучше взять сразу несколько штук.
Морилки, которые дают различные цвета и оттенки вагонке.
Морилки, которые дают различные цвета и оттенки вагонке.
  • Водная морилка или пропитка типа биотекс. Тут лучше не экономить и взять более дорогой биотекс. Он не только придаст дереву определённый цвет, но и защитит его от разных негативных воздействий, таких как плесень или древесный жук.
  • Лак с эффектом кракелюра. Особенность этого материла в том, что после нанесения его, поверхность покрывается сеткой мелких трещин. Они практически невидны невооружённым взглядом, но на общем фоне этот эффект смотрится очень привлекательно.
  • Достаточное количество несинтетической ветоши. Тут подойдут любые тряпки, способные впитывать жидкость. Позже вы поймёте, для чего они нужны, и сможете сами рассчитать необходимое количество, но стразу отметим, что ветоши нужно очень много.

Ну, и конечно, терпение и усидчивость. Если они у вас есть, то результат превзойдёт все ваши ожидания. Итак, приступаем к работе.

Этап первый: первичное покрытие

От выбора вагонки зависит её дальнейший внешний вид и качество работы.
От выбора вагонки зависит её дальнейший внешний вид и качество работы.

На этом этапе нам необходимо подготовить нашу вагонку. Мы не советуем покупать дорогостоящие панели экстра-класса. Они отличаются идеальной поверхностью и отсутствием сучков, а у нас они бы смотрелись очень эффектно.

Класс С тоже лучше не брать. Слишком большое количество дефектов осложнит последующий монтаж, да и работы с таким материалом будет гораздо больше. Оптимальный вариант – это вагонка класса В (см. Как выбрать вагонку).

На ней присутствуют сучки и задиры волокон, а так же встречаются смоляные карманы. Это такие небольшие углубления на дереве, в которых скапливается смола. После обработки смола высыхает, и остаются небольшие канавки, которые смотрятся очень естественно и привлекательно.

Итак, в первую очередь нашу вагонку необходимо зашкурить. Для этого нам понадобится наждачная бумага с зерном среднего помола. Ею мы проводим по всей длине панели, убирая большие задиры и неровности.

Совет! Старайтесь работать наждачкой в одном направлении, и не делать круговых движений. Прямые следы от бумаги будут смотреться естественно, в то время как круги, начнут наталкивать на мысль о том, что панель состаривалась специально.

Перед нанесением биотекса вагонку необходимо обработать.
Перед нанесением биотекса вагонку необходимо обработать.

Когда вагонка зашкурена, её необходимо протереть сухой тряпкой, чтобы удалить всю пыль и стружку. Теперь её нужно покрыть биотексом.

Тут вы можете самостоятельно регулировать интенсивность цвета. После нанесения, излишки биотекса удаляются ветошью, и чем больше времени пройдёт с момента нанесения до момента вытирания, тем темнее и насыщеннее получится оттенок.

Можно поэкспериментировать на небольших кусочках, и найти именно тот оттенок, который вы хотите, и не бойтесь за то, что все панели получаться разными. Природа не терпит повторений, и у нас их тоже не будет.

Теперь вагонка должна тщательно просохнуть. Занимает этот процесс несколько часов, в зависимости от степени пропитывания и количества биотекса. Первый этап завершён.

Этап второй: старение дерева

От выбора щётки и процесса состаривания зависит узор на вагонке.
От выбора щётки и процесса состаривания зависит узор на вагонке.

После того как наша вагонка высохла, наступает самый сложный и трудоёмкий этап – состаривание. Для этого нам понадобится металлическая щётка и по возможности развитая мускулатура.

В идеале, если панель будет зафиксирована на каком-либо столе или верстаке. Это значительно облегчит и ускорит процесс, но если такой возможности нет, то можно это сделать и что называется «на коленке».

Итак, берём металлическую щётку, и вдоль роста волокон царапаем дерево. Нам важно не просто оставить на поверхности царапины, а выбрать волокна древесины.

Особенность этого процесса в том, что биотекс по мере впитывания в дерево меняет интенсивность цвета, то есть чем глубже будут наши царапины, тем они будут светлее. Это создаёт эффект старого, потрескавшегося дерева. Становится оно таким после длительной эксплуатации, и в естественной среде, это называется растрескивание.

Мы видим готовую состаренную вагонку разных цветов.
Мы видим готовую состаренную вагонку разных цветов.

В нашем случае никаких трещин нет, и панель полностью сохраняет свои качественные характеристики, хотя и принимает вид старого материала.

Тут важно проявить дизайнерскую фантазию. Ненужно царапать всю панель, с одинаковой нагрузкой добиваясь максимально идентичных полос. Пусть все они будут разными, так гораздо естественнее и привлекательнее.

Кстати, если для покраски вы выбрали биотекс светлых тонов, то интересно будет покрыть дерево ещё раз, но уже тёмным цветом и сразу его стереть. На оттенке панели это не отразится, так как вы быстро удалите биотекс, но он останется внутри царапин, которые станут темнее.

Важно! Не пытайтесь наносить биотекс или морилку при помощи краскопульта. Покрытие получится неравномерным, и все перепады цвета будут видны на вагонке.

Вот и всё, второй этап подошёл к концу, и осталось нанести завершающие штрихи.

Этап третий: кракелюр

Пример кракелюра на деревянной поверхности.
Пример кракелюра на деревянной поверхности.

Особенность лака с эффектом кракелюра в том, что он создаёт не гладкое покрытие, а после нанесения покрывается мелкой сеткой трещин. То же самое происходит и с обычным лаком, но только через длительный промежуток времени.

Наносится такой лак обычной кистью. Главное чтобы из неё не лезли волоски. Эффект кракелюра проявляется не сразу, а в процессе высыхания, поэтому не надо ждать моментального эффекта. Так же нежелательно переносить панели с места на место пока они сохнут.

Лучше сразу выложить их вряд в помещении, где они могут сохнуть не меньше суток и их никто не потревожит.

Узор кракелюра на вагонке может быть разным, это зависит от вашего желания.
Узор кракелюра на вагонке может быть разным, это зависит от вашего желания.

Совет! Не покрывайте вагонку лаком на улице. Из-за длительного высыхания, на поверхность может осесть пыль, которая испортит весь внешний вид, а удалить её будет уже невозможно.

Через сутки, когда лак полностью высох и покрылся трещинами, вы увидите, как сильно изменилась наша вагонка, но для придания ей ещё более естественного вида , пройдёмся по поверхности мелкой наждачной бумагой.

Тут ненужно прилагать какие-либо усилия. Наша цель не испортить лаковое покрытие, а лишь устранить с него глянец. Наждачная бумага мелкого помола не оставит следов, но работать ею лучше вдоль роста волокон.

Вот и всё, вагонка с эффектом старения готова. Как видно, процесс не такой уж и сложный, но требует немало времени и усидчивости, а если у вас их нет, то специально для вас есть более простой и быстрый способ.

Патинирование

Патина облагораживает внешний вид вагонки.
Патина облагораживает внешний вид вагонки.

Патина – это тонкий налёт, образующийся за долгие годы эксплуатации. На металле он образуется из-за коррозии и окисления, а на дереве из-за постоянного воздействия влаги. В принципе, деревянная патина – это ни что иное, как отмершие споры плесени.

Согласитесь, звучит не очень красиво, но зато выглядит просто великолепно. Патину мы можем наблюдать в виде синих пятен на необработанных досках, поэтому если таковые имеются на вашей вагонке, то это даже хорошо. Результат будет ещё более эффектным.

Купить искусственную патину можно в любом магазине для хобби. Продаётся она в небольших баночках и имеет очень густую консистенцию. По сути, патина – это порошковая краска разведённая в олифе, а эффект её проявляется только в результате правильного нанесения.

Патина на вагонку наносится сухой жёсткой кисточкой.
Патина на вагонку наносится сухой жёсткой кисточкой.

Итак, как же правильно наносить патину? Давайте разберёмся.

В первую очередь внимательно изучаем баночку с краской. На ней, как правило, написана точная инструкция по нанесению, но нам важна не она, а то, каким видом растворителя разбавляется наша патина.

Чаще всего это химические растворители низкой жирности с маркировкой 646, а это значит, что и краску для подложки мы должны подбирать под этот растворитель.

Лучше всего для этих целей подходят алкидные или латексные эмали по дереву. Они создают плотное покрытие, но при этом не скрывают древесную структуру. Краска наносится кистью, ровным слоем и панели отправляются на просушку, а мы тем временем подготовим нашу патину.

Так как патина имеет густую консистенцию, наносится она методом сухой кисти. Для этого нам понадобится палитра и кисть с коротким жёстким ворсом.

Состаренная вагонка может облагородить ваш интерьер и сделать его уникальным.
Состаренная вагонка может облагородить ваш интерьер и сделать его уникальным.

Сначала на палитру нужно капнуть немного растворителя, после чего кистью набираем немного патины, и размазываем её по палитре, пока кисть не станет практически сухой.

Теперь, берём панель и лёгкими мазками, лишь слегка касаясь поверхности, наносим наше декоративное покрытие. Кисть оставит за собой еле заметные мазки, но не расстраивайтесь, именно так и должно быть. Патина не должна сильно выделяться, она лишь подчёркивает текстуру дерева и придаёт ему вид старого и благородного изделия.

Нанести патину не сложно, но необходимо немного потренироваться, чтобы понять, как ведёт себя этот материал. Описать словами весь процесс очень сложно, поэтому предлагаем вам посмотреть видео в этой статье, на котором он показан наглядно.

Ну, вот  в принципе и всё, наша вагонка состаренная готова, и после высыхания её можно монтировать на стены. И пусть на данный момент вам кажется, что дерево выглядит, не достаточно эффектно, поверьте, после монтажа стены примут совершенно другой вид.

Ссылка на основную публикацию