Как смонтировать и покрасить вагонку – качественный результат требует серьезного подхода

Обилие деревянных поверхностей в интерьере
Обилие деревянных поверхностей в интерьере

Вагонка – очень популярный материал, который применяется для отделки помещений в загородных домах и коттеджах. В городских домах и квартирах ее используют редко, но и там она может повстречаться.

Данный вид отделки уникальный в своем роде, он привносит в помещение ощущение тепла и близости природы, при этом древесина обладает уникальными свойствами, позволяющими создать в доме благоприятный для здоровья микроклимат. Сегодня мы с вами обсудим, как сделать монтаж такого покрытия и как можно вагонку покрасить.

Все о монтаже

Процесс сборки полотна из вагонки
Процесс сборки полотна из вагонки

Монтаж – дело тонкое, и подходить к нему нужно с умом, если хотите, чтобы вагонка служила вам долго, радуя  взгляд. Поэтому к работе необходимо хорошо подготовиться. И начнем мы с подбора материала.

Как выбрать материал для обшивки

На витрине все красиво
На витрине все красиво

Начнем, конечно же, с выбора самой вагонки:

  • Решающим фактором для многих людей станет, наверняка, цена материала. Понятно, что высшие сорта всегда будут лучше по качеству, но позволить их себе сможет далеко не каждый, и таким людям приходится брать более доступные решения.
  • В таком случае стоит поступать так. Для начала определитесь с древесиной, которая вам требуется. Одним из доступных решений будет сосна (подробней читайте тут), которая прекрасно подойдет как для установки на улице, так и в жилых помещениях. Для бани она не используется, так как потребуется провести сложную процедуру выведения смолы из древесины.
  • В магазинах можно встретить просто вагонку и евровагонку. Внешне они могут показаться вам одинаковыми, но на самом деле разница есть и она существенная.
  • В нашей стране действует ГОСТ 8242-88 1996, по которому работают отечественные предприятия. В Европе существует свой стандарт ? DIN 68126/86 (материал, выпущенный по нему, и называется евровагонкой). Так вот – к качеству евровагонки предъявляются более высокие требования. Этот материал хорошо просушивается и отделка даже из низших сортов будет качественной.
  • Обязательно попросите у продавца сертификат, чтобы точно знать данную информацию.
Сортность вагонки по DIN
Сортность вагонки по DIN
  • Если есть желание сэкономить, то можете рассмотреть покупку вагонки сорта «В». Стоит он намного дешевле того же «А», однако количество допустимых тут дефектов досок будет выше.
  • Такую вагонку можно внимательно перебрать, чтобы пустить лучшие ламели на самые видные места, а что похуже спрятать с глаз.
  • Покупая вагонку сорта «А» и выше, особенно отечественного производства, обязательно попросите продавца вскрыть пару упаковок, чтобы убедиться в отсутствии намеренного пересорта.

Интересно знать! Многие компании грешат этим – под идеальными первыми досками могут лежать представители нижнего сорта.

Помимо самой вагонки нам также понадобятся:

Деревянная рейка
Деревянная рейка
  • Рейка или брус для монтажа обрешетки. Первая применяется, когда стены изначально не имеют очень больших перепадов. Брус используем при высокой кривизне основания и возведении отдельностоящих перегородок. Ширина рейки не должна быть меньше 40 миллиметров, иначе крепить вагонку будет не очень удобно.
Дюбель-шуруп
Дюбель-шуруп
  • Для крепления рейки к кирпичной или бетонной стене используем дюбель-шурупы с потайной головкой. Длина сих элементов подбирается по рейке и качеству и типу поверхности, к которой будете крутиться.

Совет! Если стены сложены из пустотелых блоков, то длину крепежа стоит точно рассчитать, иначе он может провалиться и ничего держать не будет. К примеру, для рейки в 20 мм подойдет крепеж 6*60.

Металлический кляймер для вагонки
Металлический кляймер для вагонки
  • Быстрый скрытый монтаж позволяют выполнить вот такие металлические скобы – кляймеры. Важно чтобы скобы подходили под толщину кромки паза, поэтому сначала точно выясните этот параметр, а затем покупайте кляймеры.
Саморез по дереву
Саморез по дереву
  • Саморезы нам понадобятся, если нужно крепить каркас к деревянной поверхности, а также для фиксации кляймеров. Варианты можно использовать разные – каленые, оцинкованные, с прессшайбой.
Антисептик
Антисептик
  • Если делать все качественно, то защитить от воздействия влаги нужно не только саму вагонку, но и деревянную обрешетку. Для этих целей можно взять универсальный состав с антипирирующими и биоцидными добавками.

Как вариант, вагонку можно установить на металлический каркас из профиля под гипсокартон.

Такое решение будет, несомненно, будет дороже, но и плюсов у него больше:

Каркас для вагонки из металлического профиля
Каркас для вагонки из металлического профиля
  • Такой каркас не подвержен коррозии, так как имеет защитное цинковое покрытие;
  • Его проще устанавливать и выравнивать в одну плоскость;
  • Профили имеют хорошую геометрию;
  • Их не ведет при температурных и влажностных воздействиях;
  • Материал не рассыхается и не гниет со временем;
  • Его не возьмут ни насекомые, ни грызуны.

При всем этом стоит понимать, что переплата за материал не будет большой, особенно если сравнивать с брусом.

Инструмент для работы

Следующей важной составляющей качества вашей работы является инструмент, которым вы пользуетесь. Давайте перечислим минимальный набор и упомянем более профессиональные решения.

Электрический лобзик «Зубр»
Электрический лобзик «Зубр»
  • При работе с вагонкой вам придется ее очень много резать – торцевые спилы, продольный рез. Сделать это можно точно, чтобы остающиеся швы были незаметны или грубо, в расчете, что все потом прикроется декоративными планками. Для второго случая нам в работе будет достаточно лобзика. Этот инструмент справляется с резом эффективно, но вот ровности спила добиться очень сложно – только при использовании направляющей, что долго и неудобно.
Торцевая пила
Торцевая пила
  • Куда лучше работать с торцевой пилой, которая за считанные секунды позволит сделать ровный срез без бахромы. Кстати, для лобзика эта проблема актуальна.
  • Применяют сей инструмент только для торцевой подрезки ламелей. Для продольной можно использовать следующее приспособление
Распиловочный станок настольный
Распиловочный станок настольный
  • Распиловочные станки бывают разными. Для работы с вагонкой можно приобрести или взять в аренду вот такого малыша. Данный инструмент позволит вам быстро и качественно распускать вагонку вдоль. Причем делать это можно под углом, вплоть до 45 градусов, что очень важно в тех моментах, когда нужно обшить углы помещения без декоративных накладок.
Перфоратор требуется практически всегда
Перфоратор требуется практически всегда
  • При помощи перфоратора мы будем монтировать обрешетку к кирпичным и бетонным стенам. Инструмент универсален, поэтому пригодится при любых работах
Сетевой шуруповерт
Сетевой шуруповерт
  • Шуруповертом мы будем закручивать весь наш крепеж. Кто-то предпочитает монтировать вагонку на гвозди, но это уже прошлый век, да и надежность у такого соединения ниже.
Столярный угольник
Столярный угольник
  • Для точной разметки ламелей не обойтись без столярного угольника. Добавьте сюда еще рулетку и карандаш и получите полный набор приспособлений для измерений и разметки.
Строительный уровень
Строительный уровень
  • При помощи пузырькового уровня вы сможете проверять ровность собираемого каркаса под обшивку, а также точно выставлять первые ламели при старте обшивки. Желательно, чтобы уровень был длиной около 2-х метров, чтобы им было удобно проверять плоскость обрешетки. Если такого у вас нет, то вы сможете использовать правило, ровную деревянную рейку (чревато перекосами) или ламель вагонки (перекосы могут быть и здесь).

Остальные мелочи вы сможете определить для себя сами, по ходу работы.

Монтаж на стену или потолок

Как говорил Станиславский: «Не верю»
Как говорил Станиславский: «Не верю»

Шутка про Станиславского заключалась в том, что автор фото выше хотел показать, что с монтажом обрешетки справится даже девушка. Мы не принижаем женских возможностей, но эту особу выдает слишком чистая одежда и то, как она держит молоток.

Безусловно, приколотить пару реек к идеально ровной стене не составит никакого труда, но на самом деле монтаж обрешетки довольно нудное, трудное и грязное занятие – куда проще работать с металлическим профилем, и сейчас вы поймете почему!

  • Во-первых, пояса не связаны между собой направляющими, что усложняет их выставление.
  • Во-вторых, сверля рейки и вставляя в них дюбель-шурупы, вы даже в перчатках натрудите свои пальцы, а если крепеж окажется некачественным и начнет ломаться при этом, так и вовсе сие занятие станет неприятным.
  • В-третьих, рейки сложно выставлять в одну плоскость при больших неровностях основания, так как их постоянно ведет при фиксации.
  • В четвертых, сверля прямо свозь рейку, вы получаете очень неприятную вибрацию, которая быстро утомляет руки и звук издает принеприятнейший.

От автора! Ваш покорный слуга крайне негативно относится к любителям расписывать в интернете, как все легко и просто можно делать своими руками. Особенно, когда дураку понятно, что речь идет о технологичном или трудоемком процессе. Пока вы сами не возьмете в руки инструмент, никогда не сможете понять по силам вам это или нет, поэтому при сомнениях наймите лучше специалистов.

В общем, вы поняли, автор не любит каркасы такого типа, и при первой возможности старается от них отказаться. Но сейчас выхода нет, давайте пробежимся по технологии установки.

Удаление старой штукатурки
Удаление старой штукатурки
  • Начинаем с проверки качества поверхности. Если перед вами старая штукатурка, то она может местами отваливаться или просто плохо держаться. Возможны даже ситуации, когда придется счищать ее всю, так как она попросту не сможет выдержать веса отделки, но это очень редко.
Проверяем ровность стены
Проверяем ровность стены
  • Далее нужно проверить стену на предмет отклонения от уровня. Попутно ищем на стене самую выступающую точку – именно по ней мы будем ориентироваться, выставляя каркас. Давайте предположим, что у нас стена уходит кверху от центра комнаты.
  • Начинаем крепить обрешетку, предварительно определив направленность вагонки –сделаем ее горизонтально.
Горизонтальное расположение вагонки
Горизонтальное расположение вагонки

Совет! Если перепад превышаем 4-5 сантиметров, используйте брус либо металлический профиль.

  • В любом из углов замеряем высоту помещения. Отрезаем рейку чуть меньшей длины, чтобы она свободно в таком положении проходила.
  • Ставим рейку там же, максимально близко к углу. Снизу сверлим ее и вставляем дюбель-шуруп – закручивать его не спешите.
  • Делаем такое же отверстие сверху, после чего начинаем выставлять по уровню сей элемент. Для этого под верхний край с двух сторон от вставленного дюбель-шурупа устанавливаем подкладки нужного размера – их можно наколоть прямо из обрезков рейки. Приколотите их на гвоздочки, чтобы они не упали от вибрации.

Совет! Обязательно ставьте подкладки с дух сторон, иначе при затягивании крепежа рейку неправильно выгнет.

Каркас из бруса на прямых подвесах
Каркас из бруса на прямых подвесах
  • Если перепады слишком большие, то от такой схемы крепления лучше отказаться. Выручат здесь прямые подвесы, как на фото выше. Принцип выставления плоскости на них ничем отличаться не будет.
  • Как только добьетесь нужного положения пояса, затяните оба крепежных элемента.
  • Сделайте посредине еще несколько точек фиксации с подкладками, чтобы рейка не «играла».
  • Точно также закрепите рейку на другом краю стены. Теперь между ними нужно натянуть три нити, снизу, сверху и посредине, чтобы выставить каркас максимально четко.
  • Ставим внутренние пояса – начинать стоит с основных вертикалей, которые будут формировать границы откосов, если они на данной стене имеются.
  • Далее ставятся основные горизонтали – то же самое, но в другом направлении.
  • Остальное пространство разбивается поясами на равные части, но не более 50 сантиметров на секцию, которые также свободно выставляются по нитям и крепятся описанными способами.
Установка срединных поясов
Установка срединных поясов

Далее начинается обшивка вагонкой. В принципе, данный этап не сложен. Ваша задача следующая.

  • Обрезать вагонку по длине стены. Если вагонка короче, то обрезается она так, чтобы торец попал точно на середину одного из поясов.

Совет! Можно расставить пояса так, чтобы обрезков совсем не было. Если так не выходит, то можете использовать их для обшивки, к примеру, откосов.

  • Уложить первый ряд вагонки, выставить его четко по уровню и прибить с нижнего края на гвозди.
  • Сверху в паз вставляются кляймеры напротив каждого пояса. Затем они прикручиваются через монтажные отверстия на саморезы.
Делаем монтаж правильно
Делаем монтаж правильно
  • Следующую вагонку нужно забить гребнем в открытый паз предыдущей, после чего процедура с кляймерами повторяется.
  • Таким манером проходим всю площадь, попутно подрезаясь под препятствия, вроде тех же откосов.

Единственное, что будет вас задерживать – это небольшая ширина ламелей. Резать придется действительно много и часто, так что готовьтесь.

Окрашивание вагонки

Крашенная вагонка
Крашенная вагонка

Покраска вагонки тоже очень ответственный этап, определяющий ее внешний облик. Давайте для начала разберемся, чем это можно сделать, а потом посмотрим как.

Виды ЛКМ для вагонки

Все составы можно разделить на следующие виды:

Защитная пропитка
Защитная пропитка
  • Защитные составы – данные типы составов наделяют древесину разными свойствами, например, устойчивостью к влаге, микроорганизмам и огню. При их выборе нужно быть очень внимательными, так как некоторые пропитки меняют цвет древесины. Покрасите таким вагонку, и спрятать все можно будет только под слоем укрывистой краски.
Морилка под дуб
Морилка под дуб
  • Морилки – они способны менять цвет древесины, не образуя на ее поверхности пленки, то есть они просто впитываются. Морилки бывают на разных основах, так что перед выбором можете почитать об их свойствах в интернете.
Лак без запаха
Лак без запаха
  • Следующий класс – это лаки. Эти материалы позволяют не только создавать на вагонке защитный слой, но и менять ее оттенок. Лаков на рынке также представлено великое множество, так что выбор может стать трудным. Если берете лак для вагонки в жилое помещение, обратите внимание на составы на водной основе. Они не имеют токсичного запаха, легко наносятся и не препятствуют газообмену.
Краска для дерева с эффектом пластика
Краска для дерева с эффектом пластика
  • Краски знакомы всем, но и тут выбор очень большой. Отличает эти составы способность полностью закрывать фактуру древесины. Используют их в определенных дизайнах. В отличие от остальных вариантов, краски могут дать ненатуральный цвет вашей отделке.
Масло для древесины
Масло для древесины
  • Масла, так же как и морилки, не образуют пленки на поверхности, однако они способны еще и эффективно защищать древесину от влаги. Данные составы стоят гораздо дороже, но это оправдано свойствами материала. Масла могут быть прозрачными или пигментными, меняющими цвет дерева на более темный. Обработанное маслом дерево имеет приятную на ощупь бархатную поверхность, именно поэтому его используют при изготовлении палубных досок.
Воск с маслом
Воск с маслом
  • Воски позволяю придать древесине благородный оттенок и вид. Материал образует водоотталкивающую пленку на поверхности дерева. Нередко можно встретить составы с маслами. Стоят они очень дорого, но одна такая обработка будет очень долго служить.
Лазури
Лазури
  • Лазурь – еще один состав, который является декоративно-защитным. Он также не образует пленки и позволяет дереву «дышать». Покраска лазурью может не требовать обновления до 5-ти лет, в зависимости от эксплуатационных нагрузок.

Способы покраски

Обработка бесцветным лаком до установки
Обработка бесцветным лаком до установки

Покрасить вагонку можно двумя способами – до установки и после нее.

  • В первом случае вы получаете невероятно растянутый во времени процесс, из-за сложности сушки материала, но лучшее качество обработки.
  • С окрашенной вагонкой нужно работать очень осторожно, чтобы не испортить ее внешнего вида.
  • Во втором вы сделаете все скоро, но в случае усушки и усадки древесины, через какое-то время вам придется любоваться на непрокрашенные места.
  • Также есть большой риск появления подтеков, если красить будете кисточкой.
Обработка собранной поверхности краскопультом даст более качественный результат, чем валик и кисти
Обработка собранной поверхности краскопультом даст более качественный результат, чем валик и кисти

Каждый выбирает для себя способ сам.

  • Прежде чем приступать к покраске вам необходимо вагонку подготовить.
  • Данный этап включает в себя шлифование, обработку защитными составами, тонирующими составами и повторное шлифование.

Совет! Декоративные способы окрашивания, например, под мебель или беленый дуб, могут иметь другую последовательность действий. Несколько таких вариантов окраски покажет прикрепленное к статье видео.

  • Только после этого наносится финишный декоративный слой.
  • Весь процесс может растянуться на недели, если вы хотите качественного результата.

Упростить задачу позволят хорошая шлифмашинка, объемный стеллаж для сушки окрашенных ламелей, краскопульт и умение с ним обращаться и просторное проветриваемое помещение.

Совет! Работать на улице можно, но не в ветреную погоду, так как замусоривание поверхности вам будет гарантировано.

На этом закончим наш материал. Мы разобрались с установкой и легонько прошлись по покраске. Этой информации вам будет вполне достаточно, чтобы начать пробовать свои силы. Если остались сомнения и вопросы, то почитайте еще профильные материалы на нашем ресурсе, особенно про покраску в разных стилях.

Ссылка на основную публикацию